Коробка передач ваз 2107
предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента,
передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля.
На автомобилях ваз 2107 установлена коробка передач с пятью передачами
переднего хода и одной заднего. Коробка передач автомобиля ваз 2107 состоит
из стальной передней крышки (установленной в картере сцепления) и отлитых из
алюминиевого сплава картера и задней крышки. Соединения картера коробки с
задней крышкой и картером сцепления уплотнены прокладками. Спереди коробки
передач на семи шпильках установлен картер сцепления, который крепится к
коробке передач гайками с пружинными шайбами. Сзади коробка передач крепится
на двух шпильках к опоре силового агрегата.
Передняя крышка коробки передач ваз 2107 запрессована в картер
сцепления. В полости крышки коробки передач установлен сальник первичного
вала. В торцовой стенке крышки коробки передач имеется отверстие для отвода
масла, вытекающего из картера коробки передач в случае повреждения или износа
сальника.
В картере коробки передач установлены: первичный и вторичный валы
с шестернями и синхронизаторами, промежуточный вал и детали привода
переключения передач. В левой боковой стенке картера коробки передач
выполнено заливное отверстие, закрытое пробкой с конической резьбой. Снизу
картер коробки передач закрыт крышкой, отштампованной из стали и закрепленной
на десяти шпильках гайками. В крышке имеется сливное отверстие, закрытое
пробкой с конической резьбой и постоянным магнитом. Полость картера коробки
передач сообщается с атмосферой через отверстие сверху в передней стенке
картера и сапун, установленный на картере сцепления. В задней стенке картера
выполнено отверстие для прохода масла в полость задней крышки. Объем масла,
заливаемого в коробку передач на автомобилях ваз 2107, равен 1,6 л.
Привод переключения передач — механический. Привод переключения
передач состоит из рычага переключения передач, механизма выбора передач,
трех штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства. К верхней части
рычага на резьбе крепится рукоятка. Стержень рычага переключения передач
соединяется с его нижней частью через эластичные втулки демпфера, которые
поглощают вибрацию и обеспечивают мягкое включение передач. Корпус рычага
переключения передач в сборе с механизмом выбора передач и корпусом шаровой
опоры закреплен сверху на шпильках задней крышки тремя гайками. Сферическая
часть рычага переключения передач подвижно установлена в корпусе шаровой
опоры.
|
Нижняя часть рычага заходит в паз
одного из штоков. Рычаг переключения передач, поворачиваясь в шаровой опоре,
воздействует на шток, перемещая его и вилку, закрепленную неподвижно на
штоке. Шток вилки включения I-й и II-й передач и шток вилки включения III-й и
IV-й передач подвижно установлены в отверстиях передней и задней стенки
картера. Шток вилки включения V-й передачи и передачи заднего хода установлен
в отверстии, выполненном в приливе задней стенки картера. Штоки удерживаются
в нейтральном или включенном положениях шариковыми подпружиненными
фиксаторами, для которых в каждом штоке выполнено по три гнезда. Фиксаторы с
пружинами расположены во втулках, запрессованных в отверстиях картера коробки
передач и закрытых общей крышкой. Для исключения одновременного включения
нескольких передач (перемещения штоков) привод имеет замковое устройство,
состоящее из трех сухарей, расположенных в отверстиях штока III-й и IV-й
передач и задней стенки картера.
Задняя крышка коробки передач ваз 2107 установлена на шести шпильках
и закреплена гайками с пружинными шайбами. На левой стороне задней крышки
коробки передач закреплен привод спидометра, ведомая шестерня которого входит
в зацепление с винтовой шестерней привода, установленной на шлицах задней
шейки вторичного вала.
Первичный вал коробки передач изготовлен заодно с косозубой
шестерней постоянного зацепления. На задний поясок вала напрессован, а затем
приварен прямозубый венец синхронизатора IV-й передачи. На венце IV-й
передачи установлено подпружиненное блокирующее кольцо синхронизатора,
закрепленное стопорным кольцом. Зубья внутреннего венца кольца синхронизации
заходят в зацепление с зубьями синхронизатора IV-й передачи. На передней
части вала выполнены шлицы, на которых расположен ведомый диск сцепления. Вал
вращается в двух шариковых подшипниках; передний расположен в торце
коленчатого вала, а задний — в передней стенке картера коробки передач.
Установочное кольцо в канавке внешнего кольца заднего подшипника
предотвращает осевое смещение вала. Вторичный вал, находящийся на одной оси с
первичным валом, вращается в трех подшипниках. Передний роликовый подшипник
расположен в расточке торца первичного вала, промежуточный шариковый — в
задней стенке картера. Задний роликовый подшипник установлен в гнезде задней
крышки коробки передач и снаружи уплотняется сальником. На заднем шлицевом
конце вторичного вала крепится фланец эластичной муфты карданный вал.
|
На вторичном валу подвижно
установлены шестерни передач с синхронизаторами. Они выполнены в виде единого
блока, состоящего из косозубой шестерни передачи и зубчатого венца
синхронизатора, с закрепленными на них блокирующими кольцами. Шестерни
передач находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями
промежуточного вала и блока шестерен V-й передачи, и передачи заднего
хода.
Промежуточный вал коробки передач выполнен в виде блока из
четырех шестерен и вращается в подшипниках, установленных в передней и задней
стенках картера коробки передач ваз 2107. Шестерня привода промежуточного
вала находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала. К заднему
концу промежуточного вала болтом крепится блок шестерен V-й передачи и
передачи заднего хода. Другим концом блок опирается на подшипник в стенке
задней крышки картера коробки передач.
На шлицах вторичного вала между задней стенкой картера и
шестерней V-й передачи установлена шестерня передачи заднего хода. Соединение
шестерен заднего хода осуществляется через промежуточную шестерню,
установленную на оси, с возможностью осевого перемещения. Ось закреплена гайкой
на задней стенке картера. В кольцевой паз шестерни входит вилка включения
передач, при перемещении которой промежуточная шестерня заходит в зацепление
с шестернями заднего хода. На вторичном валу неподвижно установлены ступицы
муфт синхронизации. Выступы на внутренней поверхности ступиц муфт
синхронизации I-й — II-й и III-й — IV-й передач заходят в три проточки на
валу, а ступица муфты V-й передачи надета на шлицевую часть вала. На внешний
зубчатый венец ступицы своим внутренним зубчатым венцом надета муфта
синхронизации передач, образующая с муфтой зацепление.
Вилки переключения передач входят в кольцевые проточки на внешней
стороне муфт синхронизации. При перемещении штока вилка смещает муфту. Муфта,
воздействуя на блокирующее кольцо синхронизатора, сдвигает его. Под действием
сил трения, возникающих между муфтой и блокирующим кольцом синхронизации,
скорость вращения шестерни и ступицы выравнивается. Зубья на муфте
синхронизации передач входят в зацепление с зубьями венца синхронизации
передачи. Момент передается от шестерни через муфту и ступицу на вторичный
вал.
|